You are viewing dalaukar

Previous | Next

darkness_dalaukar

Если мальчик «Фотошоп»
изучил по книжке,
это очень хорошо,
может, даже слишком.

(с) интернет-фольклор


Давно собирался сделать емкий ликбез на тему засилия голливудских мордашек на книжных обложках, да все руки не доходили. Однако номинационный список Интерпресскона сделал свое грязное дело - наблюдать, как в номинанты не смущаясь ставят откровенно ворованные изображения сил уже нет. Итак, почему это происходит; что можно, что нельзя художнику и как с этим жить.


Хью Джекман (худ. С. Шикин) / Меган Фокс (В. Нартов) / Джаред Лето (В. Дворник)

Вообще, перманентно удивляют люди, которые своеобразно встают на их защиту. Навскидку, припоминаю такие вот аргументы:
"Хорошо все, что повышает продажность книги, особенно сейчас, во времена повального пиратства"
"Не могу понять, что плохого в том, чтобы на обложке появилось лицо знакомого актера"
"Сейчас времена научного прогресса и художник вынужден пользоваться перспективными методами"


Возможно, эти люди совсем не против сняться в какой нибудь рекламе задаром, однако те самые голливудские мордашки на обложках зарабатывают своей внешностью на жизнь, и, как правило, не слишком рады, когда их внешностью на жизнь зарабатывает кто-то другой. К сожалению, все подобное "творчество" рассчитано на то, что владелец никогда не увидит, как и в какой позе его использовали. Иначе индустрия, которая еще по задолженности Борису Вальехо не расплатилась, погрязнет в судебных исках и будет не книги печатать, а бегать от прокуроров. А вообще ситуация в целом комичная до боли: издательства, рыдающие в голос от пиратских библиотек, сами вовсю пользуют чужой контент, и как бы даже не краснеют.

Заблуждение первое: Раз постер к фильму "Отаке пришельцоф" открыто лежит в интернете, можно брать его и резать на клипарты.
Статья 1276 ГК РФ. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (...) допускается (...) за исключением случаев (...) когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Вы можете использовать его в своих фанатских целях, делать на досуге коллажи с лицами любимых актеров, перерисовывать их как угодно, но вы не можете зарабатывать этим на жизнь. Никакого коммерческого использования.

Заблуждение второе:
Раз я вырезал только лицо Бреда Питта, не затронув остальное фото, то это как цитирование.
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

Также не стоит забывать, что цитирование должно быть четко обоснованным.
"цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора (...) в объеме, оправданном целью цитирования" (Определение ВС РФ N78-Г03-77 от 05.12.2003) (пруф)
Иными словами, наличие на обложке лица Клинта Иствуда должно быть полностью обосновано внутренним содержанием (например, серия ЖЗЛ), а источник, откуда данное лицо взято, указан в данных.



Художник О. Юдин и два обворованных им иностранных автора

Заблуждение третье: А нам все пофиг, я сейчас вот на этом постере из "Матрицы" голову пририсую и название книги напишу.
Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав. Такие действия посягают на целостность произведения и нарушают право автора на неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК) и могут порочить деловую репутацию автора; а в ряде случаев таким образом вы можете нарушить и имущественное право автора на переработку – за это уже прямо предусмотрена имущественная ответственность (от 10.000 до 5.000.000 рублей). (пруф)

В заключение правового ликбеза приведу цитату из договора о передаче исключительных прав, который заключают все художники, работающие на издательства в нашей стране.
"2.1. Автор обязуется: Нести полную ответственность, в соответствии с действующим законодательством РФ, в случае, если Произведение включает в себя охраняемые авторским правом материалы, авторами которых являются другие лица, или само Произведение охраняется авторским правом совместно с другими лицами. Автор обязуется своими силами и за свой счет получить все необходимые правомочия на использование этого материала в Произведении или самого Произведения связанного с неправомерным использованием Произведения или охраняемых авторским правом материалов, принадлежащих другим правообладателям".
Проще говоря, если Нартов хочет использовать мордашки Дина Винчестера на каждой своей обложке, он должен собственноручно получить на это письменное разрешение Экллза, и никак иначе.

Многогранное творчество В. Нартова


Вообще, по ощущениям, издательства, активно использующие всевозможных актеров на обложках, все еще живут в шальные 90-е годы, все еще никак не отойдут от серии "Бестселлер Голливуда", и все еще считают своих читателей одной большой овцой, которую можно приманить к чтению дурного качества только методом большой узнаваемой морковки. Однояйцевая эстетика рекламного бизнеса, в которой каждый рад написать свое имя белым на красном фоне, проела мозги если не полностью, то практически до гипоталамуса.

С "тем, что нельзя" разобрались? Теперь поговорим о том, что и как можно.

Использование рефренсов

Можно и даже нужно. Чтобы ваш персонаж правильно сидел на лошади, правильно держал оружие - вам необходимо найти фотографии с соответствующей постановкой. Более того, в сети полно ресурсов которые занимаются распространением рефренсов для художников и моделеров. Учитывая их количество и богатый выбор, я вообще плохо понимаю зачем многие лезут в заведомо лицензионный контент.
Я сам постоянно использую рефренсы в работе, если не нахожу подходящего - спокойно фотографирую в необходимой позе себя или своих знакомых. Рефренсы также безусловно полезны при работе с экзотическими животными. Использовать позу - можно, нужно и полезно.


Рисование и рефренс. Пример урока.

Статья 1259. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Тут надо сделать лирическое отступление, чтобы осадить многих "охотников на ведьм". Не попадают под критику идеи, методы и способы создания изображений. Если я хочу нарисовать подобное - я имею полное право самостоятельно это подобное сделать. Если я хочу нарисовать двух злобно смотрящих друг на друга чуваков - это не значит, что я нарушаю права игры "Сталин против пришельцев". Если мне понравилась идея поместить на обложку крупное лицо дамы с мечом - я могу найти свою даму, найти свой меч, и снять ее в похожей позе. И не надо брызгать слюной и кричать что я упер чей-то креатив. Этому креативу примерно восемь веков в обед исполнилось, и первых тут нет.


А вот это НЕ работа с рефренсами, а простое воровство.
художник К. Паркинсон VS "художник" А. Сальников


Обрисовка фотографий
Не возбраняется. Более того, если вы фотограф и способны сделать качественный фотоарт своими силами - цены вам нет. Более того, в этом случае сейчас вы вряд ли читаете этот текст, потому что слишком заняты работой на зарубежные рекламные агентства. Для тех кто все же тут, и читает - с обрисовкой чужих фотографий лучше не связываться, но если вам так хочется сэкономить время и силы - сделайте одолжение, переработайте фото адекватно своему произведению. Перерисуйте одежду полностью, перерисуйте лицо полностью, перерисуйте все и абсолютно, чтобы от исходника не осталось и следа. Профита вам это ремесленничество не принесет, художественная ценность скатится в ноль, и это на самом деле халтура.


Фотоарт

Использование коллажей и матте
Здесь тоже нужно быть очень аккуратным. Чаще всего матте делается фоном произведения, и забирать его один в один с оригинальной фотографии - нарушать целостность собственной же картинки. Если вам позарез и по быстрому нужен зимний лес, валяющийся в свободном доступе без копирайта в виде клипарта - окей, вы можете взять чей-то неведомый чужой лес, и скорей всего к вам не придут судебные приставы. Идеальным вариантом будет для вас сходить на фотостоки и приобрести фотографию у самого автора. Однако постарайтесь сделать так, чтобы лес не торчал сзади как нелепая фотография с мультяшным Кроликом Роджером на переднем плане. Смешанные жанры давно вышли из моды. И, в идеале, оставьте ссылку на оригинал - за бугром это давно уже добрая практика.

Использование приема реминисценции
В унылом мире постмодерна этот прием выглядит как повальное цитирование "Сотворения Адама", в котором место одного или обоих персонажей занимают различные мультикультурные персонажи, от Чужого до Карлсона. Прием работает только с вещами, перешедшими в общественное достояние. Если вы решите, что кусок Веласкеса украсит фон книжной обложки про попаданца Семена и будет забавным - примите необходимые лекарственные препараты и отправляйтесь в постель.

Умение нарисовать все собственными руками
Бесценно.



В статье использованы иллюстративные материалы из журнала vorchunn и блога SRC
При копировании материала делайте ссылку на оригинальный пост. Спасибо.

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 11 — Сказать )
tsvoff
Mar. 13th, 2013 05:31 am (UTC)
Но где, как говорит президент Путин, посадки? Отчего ничего не слышно о судебных разбирательствах с обложкоделами?
cyber_velka
Mar. 13th, 2013 06:33 am (UTC)
Наверное, это от того, что Хью Джекман живет не в России и этих обложек не видит. То же самое и с художниками, чьи работы воруют.
tsvoff
Mar. 13th, 2013 07:29 am (UTC)
"А интернетов тогда, сами понимаете, уже не было"(с)
Серьёзно, если дело беспроигрышное, почему юристы звёзд игнорируют возможность срубить деньжат влёгкую?
dalaukar
Mar. 13th, 2013 09:00 am (UTC)
Зарубежные исследователи и организации по охране прав на интеллектуальную собственность часто констатируют, что в России попросту не исполняются действующие нормы. Мировой общественностью признается, что российское законодательство достаточно развито и соответствует международным принципам, но для эффективного его исполнения отсутствуют работающие механизмы его реализации. (туц)
vorchunn
Mar. 13th, 2013 09:17 am (UTC)
Могут просто решать досудебно, как в случае с "Азбукой", поместившей без согласования картину немецкой художницы на обложку одной из книг.
freyja_vanadis
Mar. 13th, 2013 06:45 am (UTC)
Прекрасно, просто прекрасно. В мемориз, однозначно.
spali
Mar. 13th, 2013 10:43 am (UTC)
Материалу зело не хватаить коллажа с Депардье. Это, говорять, щас модно.

В целом, текст хорош, ага. А вот иллюстраций для показательной порки можно найти ещё 100500. Это не руководство к действию, это так — созерцательное. После Индии. :)
dalaukar
Mar. 13th, 2013 01:53 pm (UTC)
да я в основном основных копипиздельщиков поставил, у которых уже репутация специфическая.
сплошное ололо из серий типа "романтическая фентези" даже трогать не стал, и так пахнет.
a_xa
Mar. 13th, 2013 02:51 pm (UTC)
Профессиональных ретушеров (http://www.adme.ru/rejting-adme/luchshie-retushery-mira-69211/) единицы.

95% фотоарта в сети выглядит плохо. Фрагментарность и обрисовка режет глаз. Очевидно, что это сверхсложное направление, где нет понятия среднего качества. Либо реально, либо уродливо.

С развитием технологий произошел фатальный пересмотр понятия "реализм" в рисовании. Изначально "реализм" означал, что нарисовано правдоподобно, но все равно видно, что изображение НАРИСОВАНО. Никто не стремился заменить фотоаппарат. "Рисовать фотографии" руками без применения спец.средств (компьютера, проектора и т.п.) просто физически невозможно, и именно этот факт придавал нарисованным реалистичным картинам неповторимый шарм, живописность света, цвета, форм. Т.е. благодаря несовершенству рук и глаз художника реализм представал перед нами иным, нежели реальность. Нарисованным, и от этого более чувственным, чем фотография.

А сегодня понятие "реализм" в иллюстрации стал значить буквально "фотография". Иллюстраторов стали прессовать требованием "пореалистичнее". Результаты видны на обложках.

В итоге уничтожается классическая фантастическая иллюстрация в духе Майкла Уэлана (http://www.michaelwhelan.com/)

До сих пор выискиваю в сети картинки классических иллюстраторов-фантастов, и то, что сейчас происходит с иллюстрацией фантастической литературы - трагедия. Боюсь, уже непоправимая.
ravael
Mar. 13th, 2013 07:42 pm (UTC)
Издательства сами копают себе яму. Сначала издательства набирают писателей на один сезон. Потом заставляют художников халтурить. Полный возврат в 90-е годы. В результате нормальные художники с издательствами уже практически не сотрудничают. Думаю, издательский бизнес в сегодняшнем виде скоро накроется медным тазом:)
( 11 — Сказать )